Notice: Undefined offset: 8192 in /home/a/arttech/1001chudo.ru/public_html/lib/psl_start.inc.php on line 128 [] mysql_connect(): The mysql extension is deprecated and will be removed in the future: use mysqli or PDO instead in line 89 of file /home/a/arttech/1001chudo.ru/public_html/lib/psl_mysql.inc.php
[E_WARNING] session_start(): Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/a/arttech/1001chudo.ru/public_html/lib/psl_start.inc.php:128) in line 17 of file /home/a/arttech/1001chudo.ru/public_html/inc/init.php
[E_WARNING] session_start(): Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/a/arttech/1001chudo.ru/public_html/lib/psl_start.inc.php:128) in line 17 of file /home/a/arttech/1001chudo.ru/public_html/inc/init.php
Панагия Сумела - величайшая православная святыня Малой Азии
Регистрация
Забыли пароль?
Все фотографии
Хотите увидеть это
чудо своими глазами?
RSS

Сегодня город Трабзон, вблизи которого расположен монастырь Панагия Сумела, находится на территории Турции, но в древности он назывался Трапезундом и являлся самой восточной из греческих колоний на берегу Чёрного моря. В конце IV века сюда пришли православные афинские монахи Варнава и Софроний. Они принесли с собой одну из самых почитаемых греками чудотворных икон и основали на меловой скале горы Мела обитель, которой суждено было стать величайшей православной святыней Малой Азии.

Согласно преданию, монахам явилась сама Богородица, и именно по ее наказу Варнава забрал написанную (опять-таки, по легенде) Евангелистом Лукой икону, хранившуюся в храме Великой Панагии в Фивах, и отправился в Трапезунд, чтобы основать монастырь в честь Марии. Считается, что произошло это в 386 году. Варнава и его помощники воздвигли храмы в честь Архистратига Михаила, Богородицы и равноапостольных Константина и Елены, а также первую монастырскую гостиницу для паломников, которых год от года становилось все больше. В VI веке монастырь подвергся разрушительному набегу агарян, но был восстановлен новыми насельниками во главе со Святым Софронием.

На протяжении долгих веков монастырь пользовался благосклонностью византийских императоров, а затем и правителей Трапезундской империи, которые отписали ему 24 деревни и 40 поселений. Алексей III поддержал строительство комплекса келий и новых крепостных стен, обновление главного храма обители, преподнес монастырю богатые дары и закрепил золотой буллой 1364 его привилегии. Все это привело к тому, что к XV веку монастырь стал самым влиятельным и богатым в Малой Азии. Даже после падения Трапезундской империи все его права были подтверждены турецким султаном Селимом и чтились его потомками. В этот же период монастырь стал центром православного греческого образования в Малой Азии.

Но к XIX веку период расцвета обители пошел на убыль. В1902 году Вселенский патриархат лишил монастырь его владений. Во время Первой мировой войны монахи оставили обитель, и ее захватили турки. Монастырь был безжалостно разрушен и разграблен, подверглись поруганию святыни, но главную реликвию — чудотворную икону Богородицы, написанную апостолом Лукой — удалось спасти. Сначала ее скрыли в земле, а после войны, когда начался греко-турецкий обмен населением, с разрешения турецких властей монахи перевезли икону в Афины. На ней почти полностью утрачено изображение. Сегодня два оклада этой иконы, датируемые XII – XIV веками, хранятся в Москве, а сама она пребывает в новом монастыре Панагии Сумела в Македонии.

В наши дни величественные руины монастыря почитаются не только понтийскими греками, но и православными всего мира. В начале XXI века после долгих переговоров с турецким правительством сюда возобновилось паломничество, а 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, который на протяжении долгой истории обители считался ее престольным праздником, была проведена литургия, возглавленная Вселенским Патриархом Варфоломеем I — так состоялось первое с 1922 года богослужение в разрушенных стенах монастыря.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.