Наскальные рисунки Гобустана
На юго-востоке Большого Кавказского хребта, на территории Азербайджана находится археологический заповедник Гобустан. Здесь, в горах Беюкдаш, Кичикдаш, Шонгардаг и Шыхгая находится огромное количество свидетельств пресловутой «зари человечества». Это наскальные рисунки, самые старые из которых датируются десятым тысячелетием до нашей эры. Петроглифы Гобустана дают нам довольно подробную информацию об образе жизни, быте и искусстве людей эпохи каменного века.
Наскальные изображения здесь буквально везде – есть они и на внешней поверхности скальных пород, но основное их количество все-таки сосредоточено в пещерах. На сегодняшний момент обнаружено более шести тысяч петроглифов, а также стоянки первобытных людей, четыре десятка курганов, десятки тысяч материальных артефактов, относящихся к разным эпохам (но большинство создано около 10 тысяч лет назад).
Петроглифы Гобустана создавались вплоть до Средних веков (к таким наскальным изображениям относятся, к примеру, арабские надписи на скалах). Однако ученые всего мира сегодня считают, что влажный тропический климат, господствовавший здесь около 12 тысяч лет назад, был очень благоприятным для развития человеческой цивилизации. Во всем мире сегодня не найдено более обширного и подробного материального свидетельства цивилизаций каменного века, чем здесь.
Рисунки подразделяются на различные эпохи: каждая из них характеризуется определенными признаками. Это и стиль, и тематика, и техника выполнения рисунков. Гобустанские петроглифы – своеобразная «стенгазета» времен каменного века. Здесь есть очень подробные батальные и охотничьи сцены, танцы и ритуалы, очень подробно изображены животные, которые жили здесь несколько тысячелетий назад (джейранов, оленей, диких свиней, львов, птиц, змей, насекомых).
Конечно же, изображали древние люди и своих соседей. Наиболее древние рисунки – силуэтные изображения раннего неолита. «Палеолитические Венеры» отражены здесь весьма фактурно: эпоха матриархата возносила женщину-мать в ранг главы рода, и эта женщина, прямо скажем, сильно отличалась от современных представлений о красоте. Необъятные бедра, огромные груди – конечно, это гипертрофировано, но в целом передает образ тогдашнего идеала. Мужчины-охотники – наоборот, стройные, поджарые и мускулистые. В плане изображения людей рисунки Гобустана отличаются от других петроглифов тем, что на мужчинах почти везде надеты набедренные повязки, а на женских телах имеются татуировки.
Интересны и изображения лодок с гребцами. Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал специально приезжал в Гобустан, чтобы изучать рисунки лодок, относящиеся к VII – III тысячелетиям до нашей эры. Древние люди, судя по всему, были хорошими мореходами и, как многие другие цивилизации древнего мира, в своей мифологии воспринимали солнце как гребца, ежедневно плывущего на лодке от восточного края неба к западному: на многих лодках изображено солнце.
Интересно, что чем позже созданы рисунки, тем более схематичными они становятся. Исчезают мелкие подробности и цветность. Отсекается всё лишнее.
Из ценных межкультурных артефактов в Гобустане интересна латинская надпись: в I веке до нашей эры здесь, в горах Кавказа, сгинул один из римских легионов (он был попросту перебит жителями древнего Апшерона). Перед гибелью воины успели «засвидетельствовать свое почтение» местным скалам и написали на скале у подножья Беюк-Даш «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного» - своеобразный аналог знаменитому «Здесь был Вася».
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 2 )