Храм-памятник
Правление Александра II было отмечено рядом важных реформ, достаточно вспомнить, что при нем было отменено крепостное право. Но народовольцы в своей борьбе с монархией не принимали полумер. Царь был убит, а в Петербурге появился еще один замечательный храм.
1 марта 1881 года бомба Гриневицкого оборвала жизнь Александра II. Набережная Грибоедовского канала была окроплена его кровью. Уже на следующий день Городская дума просила у Александра III разрешение на возведение на этом месте памятника или часовню. Новый император высказался за церковь.
Но часовня все-таки на этом месте была – ее возвели очень быстро на средства купцов Громова и Милитина. Она простояла здесь до 1883 года. А перед строительством храма была перенесена на Конюшенную площадь, окончательно ее разобрали только через 9 лет.
Проект нового храма выбирался на конкурсной основе. Конкурс пришлось проводить два раза, так как Александр III не одобрил проекты, победившие в первый раз. Со второй попытки был выбран проект Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Существует предание, что отцу Игнатию было видение, в котором был представлен образ будущего собора. Как бы то ни было, но в 1883 году проект был утвержден.
По замыслу зодчих и по личному указанию царя, храм Воскресения Христова (второе его название – Спас на крови) должен был включать в себя место, на котором свершилось трагическое событие. Этим объясняется такое положение здания – оно стоит прямо на берегу канала, а часть его фундамента уходит в воду. Строительство продолжалось до 1907 года. Освящение состоялось 19 августа в присутствии членов царской семьи.
Прихода у храма не было, он задумывался как мемориальный комплекс в знак памяти об убитом императоре и должен выражать народное покаяние. Периодически там проводились панихиды в честь Александра II.
Храм Воскресения Христова является образцом позднего «русского стиля», его облик перекликается с видом собора Василия Блаженного в Москве. Часть его куполов так же, как и у «старшего брата», покрыта эмалью и имеет сходные формы. Другие купола этого девятиглавного сооружения традиционно покрыты золочеными медными пластинами.
Высота главного купола храма – 81 метр, это число должно напоминать о годе трагических событий, в честь которых возведено здание. Цокольная часть Спаса на крови отделана гранитам, там установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золотым тиснением изложены основные заслуги Александра II перед Отечеством. Фасад колокольни украшают с трех сторон гербы русских городов.
Не менее впечатляющ собор внутри. 7 065 метров мозаичных украшений, которые выполнены по эскизам знаменитых русских художников, среди которых особенно выделяются работы Васнецова (центральные мозаики «Спаситель» и «Богоматерь с младенцем»), Нестерова, Беляева, Харламова, Рябушкина. Иконостас отделам полудрагоценными и поделочными камнями. Одна важная техническая деталь – здание строилось электрифицированным, в нем было использовано более 1 500 электрических ламп. Особое место в храме огорожено четырьмя яшмовыми колоннами – здесь хранится решетки канала и камни мостовой, на которые упал император. Народная молва утверждает, что иногда на этом месте слышны стоны.
С 30-х годов XX века храм находился в запустении, несколько раз его собирались снести, но, к счастью, у властей всегда находились более срочные дела. В войну храм использовали как морг, позже в нем хранились театральные декорации. Только в 1968 году был поднят вопрос о сохранении этого уникального памятника архитектуры, и его взяла под защиту Государственная инспекция по охране памятников. В 1971 году собор передали на баланс музея «Исаакиевский собор», а в 1980 году началось восстановление Спаса на крови. Оно закончилось через 11 лет, и сейчас мы можем видеть его почти в прежнем величии.
Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе! | |
Добавить комментарий
Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.
Комментарии ( 1 )