Регистрация
Забыли пароль?
Панагия Сумела - величайшая православная святыня Малой Азии
Панагия Сумела - величайшая православная святыня Малой Азии
Все фотографии
Хотите увидеть это
чудо своими глазами?
RSS

Панагия Сумела - величайшая православная святыня Малой Азии

Сегодня город Трабзон, вблизи которого расположен монастырь Панагия Сумела, находится на территории Турции, но в древности он назывался Трапезундом и являлся самой восточной из греческих колоний на берегу Чёрного моря. В конце IV века сюда пришли православные афинские монахи Варнава и Софроний. Они принесли с собой одну из самых почитаемых греками чудотворных икон и основали на меловой скале горы Мела обитель, которой суждено было стать величайшей православной святыней Малой Азии.

Согласно преданию, монахам явилась сама Богородица, и именно по ее наказу Варнава забрал написанную (опять-таки, по легенде) Евангелистом Лукой икону, хранившуюся в храме Великой Панагии в Фивах, и отправился в Трапезунд, чтобы основать монастырь в честь Марии. Считается, что произошло это в 386 году. Варнава и его помощники воздвигли храмы в честь Архистратига Михаила, Богородицы и равноапостольных Константина и Елены, а также первую монастырскую гостиницу для паломников, которых год от года становилось все больше. В VI веке монастырь подвергся разрушительному набегу агарян, но был восстановлен новыми насельниками во главе со Святым Софронием.

На протяжении долгих веков монастырь пользовался благосклонностью византийских императоров, а затем и правителей Трапезундской империи, которые отписали ему 24 деревни и 40 поселений. Алексей III поддержал строительство комплекса келий и новых крепостных стен, обновление главного храма обители, преподнес монастырю богатые дары и закрепил золотой буллой 1364 его привилегии. Все это привело к тому, что к XV веку монастырь стал самым влиятельным и богатым в Малой Азии. Даже после падения Трапезундской империи все его права были подтверждены турецким султаном Селимом и чтились его потомками. В этот же период монастырь стал центром православного греческого образования в Малой Азии.

Но к XIX веку период расцвета обители пошел на убыль. В1902 году Вселенский патриархат лишил монастырь его владений. Во время Первой мировой войны монахи оставили обитель, и ее захватили турки. Монастырь был безжалостно разрушен и разграблен, подверглись поруганию святыни, но главную реликвию — чудотворную икону Богородицы, написанную апостолом Лукой — удалось спасти. Сначала ее скрыли в земле, а после войны, когда начался греко-турецкий обмен населением, с разрешения турецких властей монахи перевезли икону в Афины. На ней почти полностью утрачено изображение. Сегодня два оклада этой иконы, датируемые XII – XIV веками, хранятся в Москве, а сама она пребывает в новом монастыре Панагии Сумела в Македонии.

В наши дни величественные руины монастыря почитаются не только понтийскими греками, но и православными всего мира. В начале XXI века после долгих переговоров с турецким правительством сюда возобновилось паломничество, а 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, который на протяжении долгой истории обители считался ее престольным праздником, была проведена литургия, возглавленная Вселенским Патриархом Варфоломеем I — так состоялось первое с 1922 года богослужение в разрушенных стенах монастыря.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.