Регистрация
Забыли пароль?
Церковь Покрова в Филях
Церковь Покрова в Филях
Все фотографии
RSS

Нарышкинская роскошь

Московское барокко в период своего зарождения получило имя нарышкинскинского стиля. Представители этого знаменитого рода возводили в своих имениях здания нового вида, тогда еще неведомого в России.

Так, через прозападную знать, в нашу страну приходило барокко. Оно переплавлялось, смешивалось с русскими архитектурными традициями и на выходе получались уникальные, неповторимые, необыкновенно красивые сооружения. К их числу принадлежит и церковь Покрова, которую в конце XVII века возвели в Филях по указания Льва Кирилловича Нарышкина. Она необыкновенно ярка, настроение ее – радостно-приподнятое, ведь возводили ее в честь победы русского оружия над польскими войсками.

Церковь эта довольно высока, но она не уходит вверх острой стрелой, как это бывает с готическими храмами, но вздымается плавно и неторопливо, создавая впечатление величественное и спокойное. Если взглянуть на церковь в плане можно заметить, что в ее основании стоит четверик. На него воздвигнут восьмерик с высокими окнами. Далее следует восьмерик с арками-проемами для колоколом и восьмерик - основание для купола. Вокруг церкви возведена галерея.

С трех сторон к церкви подводят лестницы, которые перестраивали в XIX веке, они дают возможность понять, что церковь ориентирована по оси восток-запад и главный вход именно западный. Он позволяет вошедшему внутрь сразу предстать перед иконостасом и оценить его роскошь и красоту.

Церковь построена из красного кирпича и белого камня. Это очень выигрышное сочетание – в любое время года здание смотрится прекрасно, и на синеве зимнего неба, и на зелени лета, и на белизне снежного покрова. Узоры на внешних стенах занимают строго отведенное им место, а не расползаются на всю поверхность. Резьба обрамляет окна и порталы, карнизы ярусов.

Скромная нарядность снаружи компенсируется разливом роскоши внутри. Девятиярусный иконостас, ложа князя Нарышкина (где бывал не только князь, но и Петр I), клирос – все украшено золоченой резьбой. Есть она и на стенах, арках, используется в оформлении окон. В работе над иконостасом принимал участие мастер К. Золотарев, на распятии, венчающем иконостас, сохранилась его подпись. Ряд икон также выполнены им. Авторство других работ предписывается И. Салтанову и И. Уланову, но много в церкви и безымянных работ.

С 1941 года в церкви была прекращена служба. С нее сняли купол и верхний восьмерик – в целях безопасности, чтобы она не служила ориентиром при налетах. Потом в ней был госпиталь, позже – склад. Но в конце концов все вернулась на круги своя – теперь отреставрированное здание выполняет свои прямые функции.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.