Регистрация
Забыли пароль?
Крейсер «Аврора»
Крейсер «Аврора»
Все фотографии
RSS

Что тебе снится, крейсер «Аврора»?

Сейчас крейсер «Аврора» - музейный комплекс, который при всем желании не сможет проплыть своим ходом и нескольких метров. А когда-то ему покорялись океанские просторы.

Почему-то главным деянием «Авроры» считается холостой выстрел, произведенный 25 октября (7 ноября) 1917 года. Но и до того момента, и после судно произвело далеко не один и далеко не холостой выстрел, и они так же достойны внимания, как и участие крейсера в Октябрьской революции.

Легендарный крейсер был спущен на воду 11 (24) мая 1900 года. Его характеристики были таковы: водоизмещение - 6731,3 тонны, длина – 126,8 метра, ширина – 16,8 метра, средняя осадка – 6,4 метра. Двигаться корабль мог со скоростью в 19,2 узла и мог преодолеть 4 000 миль.

В 1903 году «Аврора» была включена в состав Балтийского флота и отправилась в свое первое плавание – на Дальний Восток. Проделав путь от Кронштадта до Джибути (с заходом в Портланд (Англия), Алжир, Специю (Италия), Бизерту (Тунис), Пирей (Греция), порт Суэц), крейсер вернулся в Балтику – его отозвали в связи с началом Русско-Японской войны.

В октябре корабль предпринял вторую попытку добраться до Дальнего Востока, теперь уже не в одиночку, а в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. Эскадра принимала участие в боевых действиях, и в ходе Цусимского сражения 14-15 (27-28) мая 1905 года крейсер сильно пострадал – были повреждены боевая рубка, корпус, надстройки, частично вышла из строя система управления артиллерийским огнем, повреждено 6 орудий разного калибра. Погибло 15 матросов и капитан, 83 человека было ранено. Под покровом ночи кораблю удалось оторваться от преследователей, и 21 мая (3 июня) он прибыл в Манилу. На Родину крейсер вернулся лишь по окончанию войны, в 1906 году.

С 1907-го по 1913 год «Аврора» благополучно странствовала по морям как учебный корабль. На ней проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. В этот период она побывала в Стокгольме, Копенгагене, Алжире, Тунисе, Тулоне, Смирне, Неаполе и многих других местах.

В начале Первой мировой войны крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота. «Аврора» проводила артиллерийские стрельбы, несла дозорную службу, участвовала в операциях по обороне Рижского залива, отражала атаки самолетов противника на русские соединения.

Но такая богатая боевая биография не могла пройти бесследно, и в 1916 году крейсеру пришлось стать на капитальный ремонт. Его проводили на Франко-Русском заводе в Петрограде. Были установлены новые паровые котлы, частично заменены орудия, смонтирована новая радиостанция и аппаратура звукоподводной связи.

В революцию корабль вступал в полной боеготовности. Как материальной, так и идеологической. Уже 28 февраля (13 марта) 1917 года на корабле был поднят красный флаг, но до этого имел место конфликт с офицерским составом и командиром корабля, закончившийся гибелью командира. Команда корабля принимала активное участие в революционной деятельности, в день основных революционных событий обеспечила движение по Николаевскому мосту и дала залп по Зимнему – для устрашения защитников дворца.

Но революционный декрет о роспуске старого флота и организации нового, на добровольных началах, лишил «Аврору» команды – практически все матросы демобилизовались, а на корабле осталось лишь 40 человек, которые не могли поддерживать его должным образом в состоянии боеготовности. И летом 1918 года корабль, всего два года назад приведенный в полный порядок, был законсервирован.

В 1922 году крейсер вновь принял на борт курсантов. В течение 11 лет «Аврора» была кузницей кадров для молодого советского флота. С этими обязанностями корабль справлялся отлично, но пришло время второго капитального ремонта. К сожалению, его не довели до конца, и в 1935 году корабль стал несамоходной учебной базой для курсантов первых курсов военно-морских училищ.

С этих пор крейсер «Аврора» не плавал. Но это не помешало ему принять участие в обороне Ленинграда в Великую отечественную войну. При защите Ленинграда корабль сильно пострадал – от артиллерийских повреждений 30 сентября 1941 года он сел на грунт в Ораниенбаумской гавани.

В 1944-45 годах были проведены работы по подъему корабля и его восстановлению. Корабль приобрел свой исторический облик – при реставрации было решено воссоздать тот облик, который крейсер имел в 1917 году. Но даже после всех изменений (затронувших и внутреннее устройство «Авроры») крейсер продолжал служить учебной базой – в 1947 году он был установлен на Большой Невке в Ленинграде, напротив Нахимовского военно-морского училища.

В 1950-х годах стала формироваться музейная коллекция «Авроры», а в 1961 году весь корабль стал музеем, в экспозиции которого сейчас насчитывается около 1000 экспонатов. Среди них подлинные документы, награды и фотографии авроровцев, флаги и знамена корабля, картины, подарки правительственных, военных и общественных организаций.

Вот такая бурная биография выдалась крейсеру 1-го ранга «Аврора».

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Добавить свой комментарий
  • Staford
    23.03.2009 15:34

    Я это чудо каждый день видел на протяжении 9 лет.)))

    ответить

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.