Регистрация
Забыли пароль?

«Священный лес» или «Сад чудовищ»?

Автор текста: Kurzyupa
Автор фотографий: pda.privet.ru, traveltimeonline.com, abunda.ru

Маленький средневековый городок Бомарцо, расположенный в центральной Италии, не может похвастать большим количеством достопримечательностей. Собственно, известен за пределами провинции Витербо он только благодаря удивительному садово-парковому ансамблю, известному как «Священный лес» или «Сад чудовищ» . История создания этого выдающегося памятника позднего итальянского Возрождения его до сих пор во многом остается загадкой...

«Священный лес» или «Сад чудовищ» находится у подножия замка знаменитого аристократического рода Орсини, который в ту далекую эпоху владел Бомарцо и его окрестностями. Как принято считать исследователями, парк был заложен при одном из представителей этого семейства, Пьере Франческо (Вичино) Орсини, в 1548 году. Этот сеньор был не только герцогом, кондотьером и родственником Папы Римского, но и, по всей видимости, философом – на парковых стенах и монументах выбито немало сентенций, которые, вполне возможно, принадлежат именно ему.

«Как принято считать», «по всей видимости», «вполне возможно» – действительно, неопределенности в истории «Священного леса» очень много, неизвестен даже точный год смерти его философски настроенного основателя, был он таковым или нет. Опять-таки только предание свидетельствует о том, что парк призван был стать воплощением любви Пьера Франческо к его супруге, Джулии Фарнезе. К сожалению, эта высокородная дама скончалась в 1560, когда до завершения работ над обустройством парка оставалось еще 20 лет. Ее памяти посвящен храм, возведенный в парке по проекту одного из самых влиятельных архитекторов позднего Возрождения и предвестника барокко Джакомо да Виньола. Свод портика храма венчают квадратные кессоны с геральдическими лилиями Фарнезе и розами Орсини…

С изрядной долей уверенности можно говорить о том, что автором проекта парка, стиль которого определяют как маньеристский, выступил архитектор Пирро Лигорио. Видимо, именно ему «Священный лес» обязан своим причудливым обликом, имитирующим настоящую лесную чащу с водопадами, извилистыми тропинками и гигантскими мифологическими скульптурами. Некоторые исследователи считают, что эта концепция была позаимствована мастером из аллегорического романа «Любовное борение во сне Полифила», согласно сюжету которого, главный герой в поисках своей возлюбленной блуждает в диком лесу, встречаясь и сражаясь с различными мифическими существами. Впрочем, эти мотивы встречаются и в других литературных памятниках эпохи Возрождения – «Флориданте» Бернардо Тассо, «Неистовом Роланде» Ариосто и др. Так или иначе, но скульптуры из серого туфа – Пегас, сирены, слон Ганнибала, дракон, гигантская черепаха, гигант (Геракл или Роланд), пес Цербер, Афродита – и фантастические сооружения, вроде падающего дома, придают парку неповторимое, сумрачное, потустороннее очарование…

Двойное название парка объясняется просто. Изначально он был «Священным лесом», а «Садом чудовищ» стал только в XX веке, когда после нескольких столетий забвения (увы, оно отчетливо читается на лицах богинь и чудовищ) был приобретен и отреставрирован семейством Беттини при поддержке Института истории и архитектуры Рима и Французской академии в Риме. Публика была вновь допущена в «Священный лес» в 1954 году. Впрочем, задолго до этого, в 1938 его посетил Сальвадор Дали – кое-что из увиденного им отразилось на знаменитом полотне «Искушение Святого Антония». Вдохновения здесь также искали голландский художник Карел Виллинк, венгерский и французский фотограф Брассай, французская художница Ники де Сен-Фалль. В 1950 году Микеланджело Антониони снял о парке документальный фильм «Вилла чудовищ».

...

Добавить свой комментарий