Регистрация
Забыли пароль?
Фонтан Четырех рек
Фонтан Четырех рек
Все фотографии Настроение:
Италия
Микеле Новаро и Гоффредо Мамели "Песнь итальянцев" (государственный гимн) Франц Шуберт "Ave Maria" (исп. Робертино Лоретти)
RSS

Фонтан Четырех рек, его легенды и интриги

Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды.

Когда в году был объявлен конкурс на проект фонтана на площади Навона, Бернини стал единственным, кого к участию не допустили. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Друзья посоветовали скульптору создать макет будущего фонтана, и это творение однажды перед завтраком без предупреждения просто установили в гостиной Папы. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение, и был в восторге. Вопрос решился сам собою. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини.

Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Питая добрые чувства к Папе, Бернини именно для него устроил эффектную постановку на открытии фонтана. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. Восхищенный первый посетитель около полутора часов осматривал большую скульптуру, и уже собираясь уходить, спросил, когда же пустят воду. Бернини ответил уклончиво. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. И тут по тайному знаку Бернини забили струи! Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом».

Позже творение увидели римляне, и фонтан покорил всех: у недоброжелателей Бернини с этого момента не осталось никаких аргументов.

Что же увидели горожане? Вокруг привезенной императором Каракаллой из Африки колонны разлилось искусственное озерцо, а в его центре расположились аллегорические фигуры четырех рек, символизирующих континенты. Европу представляет Дунай, Индию – священный Ганг, Нил – Африку, и Америку – Ла Плата. Каждое из божеств сопровождают звери: азиатскую реку – лошадь, африканского бога – лев. Группа получилась очень живой, динамичной. Боги рек, кажется, только что вдруг чудесным образом оказались на пьяцца Навона, и сами удивлены этим. Дунай осматривает колонну, Нил завернулся в покрывало, а мавр Ла Плата в ужасе отпрянул. С этим связана еще одна легенда, которую любят рассказывать экскурсоводы. Якобы в образе ужаснувшегося Ла Плата Бернини тонко отомстил недоброжелателям. Если проследить направление смятенного взгляда божества, окажется, оно смотрит на стоящую напротив церковь Санта Аньезе, по проекту Боромини, соперника Бернини. Известно, что мастер был недоволен собором, считал, что он портит весь ансамбль площади. Вот мавр и ужасается архитектурной безвкусице Санта Аньезе. Надо отдать должное остроумию этой легенды, но историческая справедливость требует внести поправку: собор был построен несколькими годами позже фонтана. А мавр, по замыслу Бернини, ужаснулся при виде каменной змеи, которая намерена, кажется, покуситься на его золотые монеты.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Добавить свой комментарий

Добавить комментарий

Для добавления комментария — авторизуйтесь на проекте или зарегистрируйтесь.